Система Монтессори: что это такое?
Педагогическая система Марии Монтессори — одна из самых популярных в мире. В ее основе лежит идея о том, что каждый ребенок рождается с определенным потенциалом и только от среды зависит, разовьет ли он его. Задача взрослых — помогать ему. Система Монтессори реализуется в некоторых дошкольных учреждениях. Найти их просто. Нужно только набрать в поисковой строке фразу типа «частный детский сад мытищи«.
Некоторые принципы системы Монтессори
Первый принцип — возрастной периодизации. Согласно ему, в жизни ребенка есть три этапа. До трех лет он познает мир с помощью органов чувств. Малышу нужно много двигаться, трогать разные предметы и пробовать ими манипулировать. С трех до шести лет он обретает независимость и стремится сам выбирать себе занятие. Важный этап наступает в период с 6 до 9 лет — во время него ребенок устанавливает социальные связи, учится сопоставлять, объединять и разделять разные предметы и явления.
Второй принцип — учет сензитивных периодов. Так называют время, которое благоприятно для развития определенного вида деятельности. Например, с двух до трех лет идет активное расширение словарного запаса. Родителям нужно много разговаривать с детьми, читать им книги и ходить с ними в разные места.
Третий принцип — разновозрастные группы. Благодаря этому улучшается взаимодействие между дошкольниками. Старшие дети осознают, какими они были раньше и чего смогли достичь. Для младших взаимодействие тоже полезно: они представляют, какими станут через год.
Основополагающий принцип системы — свободная работа детей. Некоторые путают ее со вседозволенностью, но это не так. Согласно системе Монтессори, педагоги создают особую предметную среду. Каждый объект выполняет свою роль — способствует развитию математических представлений, расширению словарного запаса и т. д. Педагог выполняет роль помощника и наблюдателя.