Оценка личности Спифама
Обратим внимание на то, что вне зависимости от оценки личности Спифама и его творчества, почти все, кто обращается к переживаемой им коллизии, пишут о жизненном поражении Спифама, не сомневаясь ни в некоторой его неадекватности, ни в плачевном для него исходе конфликта. Удивление вызывают лишь “прозорливые догадки” помешанного адвоката и сравнительно мягкое с ним обращение.
В той картине французского общества, какую рисуют нотариальные источники, нам не удалось увидеть непосредственные социальные причины Религиозных войн. Но “задним числом” мы можем найти в наших нотариальных актах достаточно материала, подтверждающего все основные варианты объяснения природы этих войн, представленные в историографии.
Мы констатируем наличие некоторого потенциала социальной напряженности. Так, в городе существовал весьма явный разрыв между теми, кто именовался в актах “буржуа”, и теми, кто этого “титула” был лишен. Велико было расслоение внутри дворянства и духовенства. Разница между “верхами” и “низами” чиновно-судейского люда была также весьма ощутимой, однако эта категория дарителей обладала слишком многими качествами, отличавшими ее в целом от прочих социальных групп.
Таким образом, можно найти подтверждение разным социально-политическим интерпретациям Религиозных войн. Но точно также в нотариальных актах видны черты религиозных исканий людей, озабоченных главным — спасением своей души, и мы можем привести эти данные в поддержку преимущественно религиозного истолкования конфликта. Однако все эти наблюдения имеют смысл лишь постольку, поскольку мы знаем результат, мы знаем, что произойдет с этим обществом в недалеком будущем. Лишь отталкиваясь от знания реалий Религиозных войн, можно в наших актах отыскать зерна будущих событий: особенности религиозного воспитания герцогов из Лотарингского дома, начальные этапы социального становления Матье де Лабрюйера, одного из будущих руководителей Парижской Лиги, специфические черты спиритуальности другого ли — герского семейства — Эннекенов, истоки семейного конфликта, приведшего в конечном итоге к бегству в Женеву епископа Неверрско — го и т. д.