Призрение пожилых людей
Помимо количественного роста различного рода институтов призрения пожилых людей, XVI в. отмечен столь важным изобретением, как пожизненное страхование. Введенное в ряде фламандских городов, оно свидетельствовало, помимо прочего, еще и об уточнении представлений о средней продолжительности жизни, без чего подобное страхование было бы экономически невыгодным.
Тем не менее XVI столетие не привнесло четкости в определение понятия старости, не установило оно и твердой возрастной границы этого периода. Амбруаз Паре, столь новаторски мысливший в остальных вопросах, в данном случае повторяет Галена, объясняя старость дефицитом тепла и влажности в человеческом теле. Хирург, в соответствии с давней традицией и, по-видимому, с расхожими представлениями эпохи, делил старость на три стадии. Вначале еще деятельные, так называемые “зеленые” старики, затем те, кто нуждается лишь в еде и постели, и, наконец, те, кому нужна лишь могила. Медицина, да и алхимия XVI в. накопила некоторый опыт в том, чтобы продлевать жизнь старика, или бороться с его недугами, но в гораздо большей степени была одержима поисками “квинтэссенции”, средства ее избежать.
Старость оставалась сугубо субъективным понятием. Если Мон — тень пишет, что начал стареть с тридцати лет, то Монлюк не считал себя стариком и после семидесяти.
Осмысление проблемы стрости и старения, выделения пожилых людей в особую социальную категорию, и наконец, изобретение института пенсионного обеспечения, все это принадлежит уже последующей эпохе — таково мнение, разделяемое большинством историков, размышлявших над этой темой. От себя добавлю, что социальное “открытие” старости может быть поставлено в один ряд с теми революциями в общественном сознании, о которых впервые заговорил Мишель Фуко: установление жесткой грани, отделявшей безумие от нормы, запретное от дозволенного в сексе, “великое закрытие” бедных и преступников, отделение женщин и детей от “нормального” общества.