Прагматическая концепция
Эта формула служит лучшей иллюстрацией к тому, что мы можем назвать “прагматической концепцией”. Она является вполне утилитарной и вполне светской: хорошее образование дает стимул к продолжению обучения в прославленных университетах, а это в свою очередь ведет к получению выгоды. Но сформулированная, по-видимому, самим Спифамом на редкость ясно, и, казалось, должная отражать чаяния многих дарителей, эта мотивация остается очередной “белой вороной”, чем-то уникальным и неповторимым.
Если Сакральная Концепция была выражена слабо и носила периферийный характер, а Прагматическая Концепция вообще лишь угадывается в легких намеках, то концепцию Статусную, Видевшую обретение степени, обретение особого социального качества главной целью университетского образования, трудно не признать доминирующей. Ведь термин “степень” в Париже присутствует более, чем в двух третях актов, да и в провинции преобладание его было хоть и не столь подавляющим, но все же несомненным. Поистине, как гласит отечественный академический фольклор — “ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан”.
Какое же значение имеет то, что подавляющее число французов XVI в., составлявших дарения в адрес студентов, соглашались с тем, что главным смыслом университетского образования является обретение степени?
Как ни странно, мы получили в руки весьма весомый аргумент в споре о природе университета, в споре, который велся издавна и ведется поныне. Позволим себе небольшой историко-историографический экскурс.