Университетская Франция
Об этом свидетельствует и наша модель “университетской Франции”, где, как мы помним, общности походят, скорее, на звездные скопления: вокруг одной точки, ядра всей совокупности, группируются дарители, в разной мере обладавшие характерными для данной группы признаками. Края этих скоплений находили друг на друга, и мы постоянно сталкивались с дарителями, которых трудно было отнести к той или иной группе. По всей видимости, нотариальные источники как нельзя лучше подходят для другой, так называемой “прототипической” теории классификации. Согласно ей, в основе выделяемых категорий лежит их группировка вокруг неких идеальных типов или “хороших примеров”, играющих роль ядра совокупности, при том, что некоторые эмпирические объекты с трудом поддаются классификации и поэтому границы между категориями остаются размытыми. При всех издержках теории прототипов, подмеченных в работе Н. Е. Колосова, трудно не признать, что она снимает некоторые трудности, возникающие при изучении социальной истории.
Во всяком случае, выделяемые нами категории, группы и подгруппы проще всего было бы назвать по именам их наиболее ярких представителей. Собственно, по этому пути я и пошел в своей первой монографии, вводя понятие “кадра” и рассказывая “для примера” историю какого-нибудь дарителя. Эти “кадры” играли явно большую роль, чем просто иллюстративную, они-то и выступали как “ядро совокупности”.