Социология образования
Мы имеем дело с социологией образования, т. е. с весьма привлекательным объектом исследования. Ведь в этой теме фокусируются такие ключевые сюжеты, как воспроизводство элит и проблемы социальной мобильности. Данный сюжет манит как социологизирующих историков, так и социологов, склонных к диалогу с историками. Поэтому наш интерес к актам, освещающим социологию образования, вполне понятен.
Таковы вкратце обоснования выбора источника, основанные на логике Изложения. Если исходить из логики Исследования и реконструировать историю моих скромных изысканий, то аргументы будут совсем иными.
Знакомство с неисчерпаемыми кладовыми нотариальных актов началось для меня с исследования истории Парижского университета. Интерес к вопросу о социальном происхождении и социальных связях студентов наталкивался на дефицит источников. Университетские матрикулы были в данном случае бесполезны. Университетские корпорации интересовались географическим происхождением студентов, но отнюдь не социальным.
Поэтому, обнаружив опубликованный источник, содержащий представительный материал, проливающий свет на социальный состав студентов, годный для статистической обработки, я не мог обойти его вниманием. Тем более, что происходило это в ту эпоху, когда о поездках в зарубежные архивы для сколь-нибудь серьезных изысканий не приходилось и мечтать. Кстати, не я один понял важность этого источника. Когда мое исследование было уже завершено, выяснилось, что аналогичную работу на том же материале проделал Доминик Жюлиа.
После того как были заведены карточки на действующих лиц “университетских” дарений, мне оставалось лишь разнести данные о них по разным категориям, чтобы свести данные в таблицу. Но на этом этапе и начались трудности.