Социальная магия
Но и в современном обществе, по мнению столь известного социолога, как Пьер Бурдье, главная функция ученой степени заключается в “социальной магии”, т. е. в способности придавать человеку новое, относительно высокое социальное качество, наделяя его социально признанным символическим капиталом.
Принципиально важно при этом, что полноценность университета и выдаваемых им степеней гарантировалась академической свободой корпорации. Как бы далеко ни заходил контроль со стороны властей, они не могли, да и не хотели отменять принципы выборности университетских должностей, свободы дискуссий и не должны были вмешиваться в процесс присуждения степеней. Значение этого “дара христианского Средневековья Новой Европе” полезно осознавать и в современной России при обсуждении университетских реформ.
Если же мы вернемся в XVI в., то мы поймем, что, несмотря на убийственную сатиру Эразма и Рабле, университет продолжал манить французов прежде всего возможностью получить степень. Понятно, что у каждого студента могли быть свои собственные мотивы — спасение души, любознательность, семейная традиция или стремление воспользоваться университетскими привилегиями, но фоном служила доминирующая “статусная” Установка.
Подведем итоги. Мы сделали шаг на пути интериоризации исторического объяснения, предприняв попытку взглянуть на вещи глазами людей XVI в. Попытка эта была весьма трудоемкой и не самой эффективной, гораздо больше нам могли бы сказать дневники самих интеллектуалов того времени. Но нам трудно было бы оценивать степень соответствия полученных данных массовым представлениям. В результате анализа выяснилось, что фиксируемые в стереотипных формулах нотариальных актов основные концепции университетского образования в общих чертах совпадают с тем, что нам известно об университетском образовании в Средние века и Новое время.