Репрезентативность выборки
Более того, ответ на вопрос о репрезентативности выборки предполагает хотя бы примерное представление о численности генеральной совокупности. Если под последней понимать всех студентов Парижского университета, то, кажется, чего же проще — взять общую численность имеющихся в нашем распоряжении актов, поделить их на количество лет, на протяжении которых велись имевшиеся в нашем распоряжении регистры. Затем полученные данные соотнести с известным числом студентов Парижского университета. Собственно, по этому пути и пошел Доменик Жюлиа, определив репрезентативность выборки в 3%. Эта цифра получена следующим образом. В исследовании Л. Броклисс анализируются фрагменты регистров университетских наций и “книг ректора”, содержащие присяги новоприбывших студентов. Экстраполируя эти данные, Л. Броклисс определяет ежегодное число поступающих в 1500-1700 человек. Соглашаясь с этими выкладками, Д. Жюлиа оценивает репрезентативность выборки, состоящей из дарений студентам, зарегистрированных в Шатле, в 3% .
Эти выкладки вызывают сомнения двоякого рода. Во-первых, оценки Л. Броклисс и Д. Жюлиа реальной численности студентов представляются изначально завышенными. Даже если и согласиться с их экстраполяциями, надо помнить, что значительное число молодых людей приписывались к университету, вовсе не собираясь в нем учиться. Это могли быть путешественники, на краткий срок посетившие Париж, совершая свой образовательный вояж, или лица, вступившие в университет фиктивно, в надежде хотя бы некоторое время попользоваться университетскими привилегиями. Широко было распространено приписывание к университету людей буквально накануне получения степени. Эта практика решительно порицалась Парламентом, но искоренить ее было тем сложнее, что нарушителями были в первую очередь сами офисье и судейские, пользовавшиеся связями и знакомствами, для того чтобы обойти суровые требования университетских уставов. Во-вторых, уж если и делить нашу выборку на количество лет, в течение которых велись опубликованные регистры, то делить следует никак не на 20, а на 14. Ведь, как уже отмечалось, регистры практически не велись с 1553 по 1558 г., да и в последние два года ведения регистров число дарений студентам катастрофически сокращается. Таким образом, даже если исходить из оценок Д. Жюлиа и Л. Броклисс, то репрезентативность выборки повышается до 4,9%.