Мотивации университетских дарений
Но тогда в новом свете предстает весь набор стереотипных мотиваций университетских дарений. Конечно, на выбор той или иной формулы большое влияние оказывали и привычки нотариуса, и примеры, взятые из какого-нибудь учебника по нотариальной практике, но при этом роль клиента не была пассивной, он оставлял за собой возможность самостоятельного участия. Если даритель не вмешивался, то это означало, что он с большей или меньшей степенью сознательности одобрял предложенную формулировку. Таким образом, собранные нами формулы университетских дарений являются своеобразным отражением общественного консенсуса по поводу ценности университетского образования. Следовательно, основные “кусты” нотариальных мотиваций университетских дарений соответствуют основным комплексам массовых представлений о ценности университетского образования.
Один из таких комплексов мы можем назвать “сакральной концепцией”, Которая, по всей видимости, была наиболее древней. Но разумеется, сакральная концепция не была ни единственной, ни преобладающей. За образованием признавали несомненную ценность, способную принести пользу в земной жизни. Здесь, как и ранее, особо ценны акты провинциалов, более склонных к “оговоркам”, прорывавшимся сквозь жесткие формы стереотипов. Закончить, довершить, “продолжить” образование нужно в первую очередь потому, что это принесет выгоду: “Содержать себя, если ему будет угодно, и извлечь свою выгоду” , как отмечается в акте одного из провинциальных купцов. Другой провинциал выражается более поэтично: нотариус-шатлен из Божоле желает сыну содержать себя в учении и “Снискать плод мудрости” . Тот факт, что дарителем является человек, отнюдь не чуждый нотариальной культуре, свидетельствует в пользу сознательности выбора именно этой, несколько необычной, но, по-видимому, искренней мотивации. Но в чем мыслилась сладость этого плода? Другой юрист-профессионал, Франсуа Дюпюи, бездетный адвокат Парламента, передал один из своих парижских домов тем из племянников, которые захотят учиться в университете, “с Тем, чтобы они сумели достичь степени и мудрости и смогли бы принести пользу родным и друзьям”. Мотив пользы звучит и в акте его коллеги — парижского адвоката Рауля Спифама. Совместно с женой им составлено дарение сыну, “Какового они хотят отправить учиться в прославленные университеты королевства, чтобы он был образованным и воспитанным в наилучших науках , Чтобы придать ему желание к продолжению занятий и побудить его наилучшим образом извлекать из них пользу ”.