Самоидентификация университетских интеллектуалов

Самоидентификация университетских интеллектуаловГде-то на рубеже ХН-ХШ вв. этос “университетский” начал отделяться от более древнего “священнического” этоса мудреца. Отделение это шло долго и осуществилось далеко не полностью. Новая самоидентификация университетских интеллектуалов основывалась на том, что в результате ученых занятий они становятся обладателями новых качеств, “письменных добродетелей”, и главное свойство университетской корпорации — осуществлять эту важнейшую функцию: фиксировать моменты перехода в новое качество. Этой задаче и служила университетская степень, ставшая краеугольным камнем всей университетской системы.

Собственно говоря, и в Средние века, и в Новое, да и в Новейшее время существовало немало альтернативных университетам образовательных структур и институтов, многие из которых давали образование, более приближенное к потребностям общества, были гораздо эффективнее университетов. Но конкуренты и критики университетов, которых всегда было немало, стремились так или иначе интегрироваться в университеты, подчинить их себе или, в крайнем случае, основать свои собственные университеты.

В этом анонимном трактате XIV в. “О похвале клиру” как о само собой разумеющихся говорится об основных отличительных чертах университета: наличие особых свобод и привилегий, способность присуждать академические степени, признаваемые во всем христианском мире, притязания на равенство обладателей таких степеней благородным воинам. Нетрудно узнать здесь черты, знакомые нам по “ломоносовской” программе.

Похожие записи

  • 07.04.2024 Бордо — винодельческая столица Франции Бордо - это не просто город во Франции, это настоящая винодельческая столица страны, известная своими высококачественными винами и богатой винодельческой культурой. Расположенный на берегу […]
  • 22.05.2025 Создание идеального дизайна корпоративной наградной продукции Корпоративные награды давно перестали быть формальностью — теперь это эффективный инструмент мотивации персонала, способ повысить лояльность клиентов и партнеров, подчеркнуть ценности […]
  • 13.01.2016 Провинциальные торговцы Таблица опять подтверждает разрыв между парижскими и провинциальными торговцами, но на сей раз демонстрирует и новое явление. Все предыдущие показатели указывали на относительную близость […]
6622.jpg 7841.jpg 9431.jpg 14725.jpg 20234.jpg 28886.jpg
Интересные записи
Новые статьи