Самоидентификация университетских интеллектуалов
Где-то на рубеже ХН-ХШ вв. этос “университетский” начал отделяться от более древнего “священнического” этоса мудреца. Отделение это шло долго и осуществилось далеко не полностью. Новая самоидентификация университетских интеллектуалов основывалась на том, что в результате ученых занятий они становятся обладателями новых качеств, “письменных добродетелей”, и главное свойство университетской корпорации — осуществлять эту важнейшую функцию: фиксировать моменты перехода в новое качество. Этой задаче и служила университетская степень, ставшая краеугольным камнем всей университетской системы.
Собственно говоря, и в Средние века, и в Новое, да и в Новейшее время существовало немало альтернативных университетам образовательных структур и институтов, многие из которых давали образование, более приближенное к потребностям общества, были гораздо эффективнее университетов. Но конкуренты и критики университетов, которых всегда было немало, стремились так или иначе интегрироваться в университеты, подчинить их себе или, в крайнем случае, основать свои собственные университеты.
В этом анонимном трактате XIV в. “О похвале клиру” как о само собой разумеющихся говорится об основных отличительных чертах университета: наличие особых свобод и привилегий, способность присуждать академические степени, признаваемые во всем христианском мире, притязания на равенство обладателей таких степеней благородным воинам. Нетрудно узнать здесь черты, знакомые нам по “ломоносовской” программе.