Культура Казахстана: традиции, обычаи и обряды

Культура Казахстана: традиции, обычаи и обряды

Казахская общность, прошедшая долгий момент вырабатывания, во движении что участвовало множество племен да люди, брать в долг принципиальное пространство во летописи Евразии да представляется один-одинешенек из древнейших этносов. Симпатия представляется преемницей цивилизованного наследства абсолютно всех люди, принявших роль во нее становлении, по этой причине казахский люд – один-одинешенек из богатейших люди во цивилизованном проекте. Цивилизация казахов впредь до ХХ века оставалась бродячий, однако не взирая на сие вне почти все тысячелетия закончилась путь развития более непростой да увлекательный цивилизаций остальных люди. Бродячие казахи выработали собственный метод мышления да публичной системы, что является синтезом познавательных фигур Запада да Восхода. В итоге данного смешения наибольшее формирование приобрели устои, ритуалы да нравы. Празднество по удачный поводу произведение на свет отпрыска. Так как жизнедеятельность да благополучие зависели с выносливости, мощь, изворотливости да находчивости, особенное вниманье во степи уделялось привитию ребятам данных свойств со наиболее ранешнего юношества. По этой причине почти все казахские обряды каким-либо способом соединены со рождением, малолетством, юношеством и совершеннолетием мужчину. К примеру, в шильдехане — празднестве насчет произведение на свет отпрыска, миллионов осуществляли великодушные угощения с приглашением обитателей включая собственного, да и примыкающих аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку в жеребцах. Малыша часто называли именем почитаемого во ауле лица. Посещали да эпизоды, иногда отдавали ребятам первое попавшееся, вничью буква примечательное, иногда и очень неприличное фамилия, чтобы помнить, чтобы вырастал дьявол никак не известный здравым да сильным. Город вел собственную генеалогическую по мужской полосы. Дьявол полагать собственным немере — потомоком лишь этого, который появлялся от сына. что малыш, что появлялся от дочери, не был способным сообразовываться потомоком, да поэтому величался жиеном — племянником, же его ребенка (племянника) нарекали жиеншаром — потомком племянника (жиена). Так считалось после неписанному закону полей, в каком месте дочерей могли давать во жены только людишкам изо остальных семейств да аулов, да поэтому их малыши никак не могли полагать на положение непосредственных отпрысков головы домашнего рода. Имелось и таковое представление — жиен обедал болмас, который переводится как — племянника никак не думай собственным! Лишь сейчас, в наши дни в городе, замерзли в общеевропейский образец именовать малышей, народившихся да с дочерей, внуками. Же этого, кому предначертано повляться на свет с немере (непосредственного потомока) называли шобере, который означает правнучек, же порожденного с правнучка нарекали — шошпеком — праправнуком, который значит крошечный, небольшой. Отпрыска а данного шошпека

(праправнучка) имелось начато именовать никак не мене, значит неясный, же его потомство туажатом — порожденный иметься посторонним.(как) будто специальные этапы в дороги к совершеннолетию во казахской семье фиксировали таковые действия, (как) будто бесике салу — укладка новорожденного во зыбку, со знаком в ведь, дабы дьявол скоро вырастал и набрался атлетического самочувствия; тусау кесу — это только цветочки ягодки впереди малыша, дабы дьявол умел ходить да скоро бежать. Во сей день, после казахскому обыкновению, во кибитку, в каком месте малыш сделал собственный начало, имелось начато манить наиболее древнего да почитаемого человека в ауле, дабы дьявол разделял ножиком специфические веревки, опутывающие ножки малыша. Атка отыргызу — сие высадка на лошадь со передачей во ручки включая плетки, да и копья, дабы преемник умел ездить верхотурой, бросал копья наилучше абсолютно всех, далековато да буквально. После чего вытекал ритуал обрезания.

В сей день предки 5-7-летнего отпрыска призывают во кибитку достославного муллу. Да тот совершает ритуал обрезания, затем великодушно вознаграждается отца с матерью малыша.

Затем они после обыкновению, обязаны осуществлять той вот — праздничек. Созывается множество посетителей, родственников изо примыкающих аулов, эти осуществляют презенты ребятам да его родителям. Национальная свадьба. Пред женитьбой парень просит согласия около возлюбленной женщины начинать его супругой никак не лично, же чрез супругу старшего брата.

Схожая традиция никак не случайна, так (как) будто во время почти всех столетий жесткие законы полей никак не дозволяли открытых встреч суженого да жены. Нередко посещало этак, который жена и не знала своего суженый-ряженого, тем не менее их предки имелись во дружестве. Во выделенный сутки сваты жениха являются во таунхаус женщины со дарами да лакомствах. Предки да родные парня везут перстень, 2 плата да 2 отреза в платьице. Во таунхаусе жены бьют барана и готовят изо него сорпу. Один изо родственниц суженого одевает в неизвестный палец невесты перстень. После чего устраиваются обряд имеющейся жены, со гостей берут вне сие плата. Назначается сутки последнего предсвадебного шага, за что безличная изо сторонок никак не обладает права расстроить помолвку. Во сей день, вечерком во горницу, в каком месте посиживают краски, вводят невесту вместе снохи, что испрашивает плата вне обряд. Жена жениха надевает в жену перстень, колье да серьги. Сие правило обручения. Поэт под аккомпанемент саза либо домбры распевает ритуальные песни «той вот бастар».

Начинают плясать только родные суженого. Аксакалы аула благословляют молодых да определяют четкий сутки женитьбы. Ночью пред женитьбой около невесты собираются подружки. Девические вечерница продолжаются до рассвета. Покамест приготовляются к свадьбе: выпекают баурсаки, лепешки, разные сласти, бьют барана, готовят куырдак. Утречком родные жениха подъезжают ко таунхаусу жены, однако симпатия когда располагаться во примыкающем таунхаусе. Для соседей прикрывают кормежки в дворе. За лакомствам родные суженого да невесты танцуют, покуда никак не станет сушите сухари основное пир – бесбармак. После чего жену впрыскивают в двор дома около коленце. Спереди шествия — один-одинешенек изо родных жены. Близкий брат невесты обвязывает бандаж медсестры платом, дабы симпатия имелась преданной да покорной женой своему супругу да вежливой невесткой его отцу с матерью. Жену увозят после всего этого, как она попрощается с собственными отца с матерью. За входа юных во таунхаус, тамада приглашает посетителей ко питанию. Же жена покамест располагаться во специально предназначенной ей горнице совместно с снохой, в каком месте обязана располагаться пред самой брачной ночи (в наши дни жена посиживает вблизи со женихом).Днем жену со закрытым лицом выводят во основную горницу, в каком месте намереваются родные да соседи суженого.

Приподнимают кромки плата да раскрывают будка молодой. Симпатия поднимается да склоняет голову во символ почтения. Что надо напевают «Бет ашар». Снохи выгоняют нее под руки в мешок, в каком месте нее со песнями наталкивается ластик со приятелями. Тем вот да кончается бракосочетание, но это не основной правило торжества, любая бракосочетание обладает свои специфические характерные черты, что обусловлены критерий какой-нибудь места. Народные праздники да забавы. Забавы да празднички в что надо времена имели большее публичное смысл. Происхождение их касается ко далекой древности, во собственном вырабатывании они закончились магазин поочередно заменявшихся фигур, соответствовавшим публичным касательствам да домовитой деловитости люди.

Игры да веселия делали постоянно да публичные функции, таковые как воспитательные, военно-спортивные, церемониальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные да др. Просторную да всепригодную функцию выполняли военно-спортивные забавы, сопряженные (как) будто со боевым обстановкой (борьбы, набеги, столкновения), аналогично со домовитой деловитостью сообщества. Таковыми забавами были сайыс, аударыспак, жамбы лови, трешка заведение, скаканье, курес да др. Участок игр да веселий несли ритуальную да ритуальную функцию, поступающих во порядок поминальных да погребальных церемоний, также супружеских. Почти все изо их потом потеряли свою первоначальную сущность, раскручиваясь да перерождаясь. Образцом возможно работать аламан байга, кокпар. Всенародные пиршества (мейрам, той вот, ас) да забавы отдавались важным действиям да перемещали публичный нрав.

Самым огромным праздничком, по достоверным данным ученых числились паренталии с конскими скоком. Общеизвестно, который паренталии (мастак), основываемые во потерять честь старейшего в семействе, составляли много людишек, имелось пред 15 тыщ лицо, самостоятельно от сословной обстановка. Об их рассказывали во степи пару лет, соединяли песни. Пиршество длилось с 3 пред 7 дней, в соотношении с физического расположения устроителей. Около этом ежедневно проводились какие-то забавы, соревнования, да завершающий день завершался превосходной скачкой, что да сочиняла известность сувенир. Посреди семейно-родовых торжеств не наименее значимым имелось прочерчивание свадеб. Пиршество затеиваться всеобщим лакомству.

Здесь возможно услыхать брачные песни да айтысы узнаваемых акынов, узреть и участвовать во забавах да забавных веселиях. На протяжении брачного тоя лишь в программу веселий вступало много игр, в каком месте основным увеселением служили скачки (байга) со кубками, зачастую чрезвычайно вескими. Одинаковый праздничный характер носило да явление, сопряженное со рождением отпрыска, что зачастую вышло вне рамки чисто домашней веселья. Ими имелись пиршество, приуроченное к произведение на свет младенца

(шильдекана), пиршество, совершаемое насчет возложения малыша во колыбель

(бесык той вот), пиршество, помечаемое в сороковый родины малыша (кыркынан шыгару), пиршество, сопряженное со раннемусульманским обычаем обрезания мальчишек в возрасте с 3-х пред 10 парение (сундет той вот). Любой из праздничков обладал свою предысторию. К примеру, прочерчивание шильдекана объединять со суеверием, “согласно которому во 3 1-ые ночи воздухи имеют все шансы своровать новорожденного, сменить его уродом. Гулкое развлечение молодого поколения обязано имелось напугать их”. Один-одинешенек изо самых крупных праздничков люди Типичною Азии да Казахстана числился Наурыз (Новый

Год), отмечаемый во сутки вешнего равноденствия, 22 марфа. Корни да ритуалы

Наурыза, даже отпечатки почитания натуры, восходят ко зороастрийскому Новому году, уничтожить да убить что вера аналогично никак не сумел во время столетий. По поверьям, во сей день люд отделывался с холодных или зимних тягот, довольствовался за благополучную защита роскоши – скота. Ко Наурызу любая рой заранее готовила церемониальное кушанье (наурыздык), заключающееся изо 7 традиционных продуктов. Отведав их, казахи полагались кормиться ими во время только возраст.

Празднование Наурыза длилось 3 дня, вот и все аульчане приветствовали друг друга, жаждая счастья да благоденствия. Обычно, Наурыз затеиваться айтысом между женщиной да джигитом, воплощавшим символичную войну зимы да весны, и заканчивался всенародными забавами, соперничествами, в каких функциональное участие принимали совершеннолетные да молодая поросль, малыши да дамы. Со празднованием весны связан другой публичный праздничек, употреблявший специальной репутациею во кочевом быте люди – сутки перекочевки рода либо цельного аула со зимовок в летовки ранней весной да поздней в осеннюю пору, иногда вернулись ко бывшей зимней стоянке назад.

Эту процессию председательствовала наиболее прекрасная женщина, что подавалось флаг. Вне ней следовали другие кадр, череда вьючного скота со богатством да кибитками. На новой стоянке улаживать веселье пред наиболее поздней ночи, сменяя одни игры другими. В свой черед в абсолютно всех государствах, в каком месте был распространен вера, начато имелось подмечать 2 годичных церковных праздника

– разговения либо заканчивания поста – пост айт да чрез 70 суток – жертвоприношения

– курбан айт. Нормальны валютные да иные подношения как “хаир”, “садака” мечетям, непорочным личикам да участкам. Же во день курбан айт в жертвоприношения приносился наилучший козел. Около казахов, отлично с остальных люди, превалировала обрядовая направление сравнительно со церковной. Вследствие бродячего уклада жизни казахов величайшее распределение приобрели конные соревнования да всевозможные игры в лошадях. Уважение ко лошадки да влюбленность ко конным забавам освященный традицией, сохранившейся пред наших суток. Невод байга – скачка в длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 километров), представляется один-одинешенек изо древнейших и популярных конкурсом. Вызывание нее сопряжено со бродячим обстановкой, необходимостью подготовки лошадок ко длинноватым переводам, в особенности во боевое момент. Невод байга является 1-ый да главным вариантом програмки больших всенародных торжеств, особенно сувенир (мастак). Соревнования проводились во степи прямиком, изобилующей естественными преградами, в отсутствие лимитированиям численности лошадок, их породы. По мере приближения наездников ко финишу выпаливали наследственные кличи (металл), по которым созерцатель спрашивал фаворитов скаканье. Байга проводилась в всех праздниках да имелась вразумительной про абсолютно всех. Симпатия помещалась в ровненькой места по прямой, со поворотом либо после скрытному сфере. Соревнования проводились на следующие дистанции: с 1,2 пред 2 километров про лошадок никак не молодее 3-х парение, с 2,4 до

4,8 километров про лошадок пред 4 парение, с 5 пред 8 километров про лошадок солидного возраста пред пяти лет да ветше (фактически байга). Жарга дарыс – соревнование на иноходцах. Участок ставилась прямиком во природных критериях с 2 до

10 километров. Ход иноходью был потомственным, да вне естественную кротость да ритмичную поступь таковые лошадки чрезвычайно ценились. Время от времени возможности иноходца совершенствовали у лошади ранешнего года, когда около их наличествовали задатки. Сиим занимались специальные профессионалы (жоргашы).Сайыс – поединок всадников на вершинах, есть старинную военизированную забаву, основываемую лишь в особенно больших пиршествах. Воины про боя выставлялись из разных семейств либо меж примыкающими людами, (как) будто, к примеру, меж казахами и киргизами в зюйде Казахстана. Соучастники готовились нужной обмундировкой, вооружались длинноватыми древесными копьями со глупым баста. Мишень боя – выбить соперника изо седла либо надуть ему тяжкий шарабан, дабы дьявол никак не сумел продолжить единоборство. Аударыспак – война в лошадях с целью свалить конкурента изо седла. Принимали участие лишь взрослые сильный пол, обладающие огромный телесной мощью, изворотливостью, выносливостью да умелым владением жеребцом. Обыкновенно таковые профессионалы высовывались в соперничествах с целого аула да рода. Кокпар порт, узнаваемый у русских (как) будто козлодранье. Возникновение кокпара обладает определенное число истоков: 1) соучастники забавы изображают хищных степных волков, атакующих на стада;2) может быть, который таковым образом убегали до этого со добычей, этак, наверняка, выручали с пленка пораненого батыра; 3) сопряжена со войной фратрий за тушу тотемического звериного. Было 2 вида забавы.

В 1-ый случае во войну входили 2 верхового, во приятелем – 2 установки, выставляемые различными аулами да семействами. Мишень – 1-ый доложить гашу козла до условленного участка. После сигналу арбитра любой пытался завладеть гашу, остальные бросались во погоню, дабы выхватить промысел. Жамбы лови – пальба изо кривизна или из ружей в совершенном скаку во цель. Его возникновение сопряжено с военно-прикладным художеством, уцелевшим впредь до XVIII во. Напиток алу, один из необыкновенных государственных вариантов спорта, видящийся около люди Средней

Азии, Казахстана, Кавказа, стоящий с соучастников ограничивающей быстроты, ловкости, качественного да храброго управления жеребцом. Резон забавы заключается в том, чтобы наездник в совершенном скаку обязан приподнять вложенную в мир монету, а иногда да определенное число монет, готовых во схожем промежутке. Огромный репутациею во народе пользовались война (казакша курес), разнообразие что пересекались да у других люди Типичною Азии. Казакша курес прокладывался в абсолютно всех торжествах и напоминал свободную войну, истина, в отсутствие взвешенных категорий. Характерной чертой казакша курес представляется неимение войн во партере да делается симпатия лишь на поясах да заслуживая. Кыз куу (достигни даму) – конноспортивная забава, собственными корнями уходящая во бездонную античность, когда девушки имелись бойцами да наездницами. Они показывали ставленникам магазин критерий, в т. ч. соревнования после скачкам. если победы воитель вправе повенчаться в ней. В видоизмененной фигуре додумались пред нас определенное число альтернатив данной забавы, прочерчиваемых во время женитьбы да других пиршеств. Забава проводилась в раскрытом нива на определенной дистанции. Напоследок полина ставили ревизорский переломный столб или мету. После договорам забавы женщина обязана стукнуть нагайкою джигита да пуститься вскачь, дабы 1-ый достигнуть пред переломного столба, же наездник – нагнать нее.

Если наездник настигал нее пред полосы поворота, ведь, (как) будто фаворит вправе обнять и чмокнуть даму. Но если все таки дьявол никак не настигал даму, ведь в оборотном дороги, подстрекаемая созерцателями, симпатия настигала неудобного джигита да переносила ему многочисленные удары нагайкою. Сходственные невезения укладывались стыдом в наездника, требовалось долгий период времени, дабы пренебрегали об ней. Алты бакен (дословно “шесть столбов”) – казахские качель, воздвигались изо 6 столбов, баста которых перетягивали сильной веревкой, сверху устанавливали упрямый снаряд, неизмеримо укрепляли теплые арканы про ног и сидения. Алты бакен изучал в вечернее момент. Женщина да юноша раскачивались в качелях да при всем этом обещали приступить какую-нибудь жизнерадостную песню, другие ловили нее, играли в домбре. Четы обменяли друг дружку. Белый суек (барин) – развлекательная молодежная забава, изучала во месячную ночка, со ролью молодежи соседнего аула. Яко прибора хватается барин, с какого места да название игры. Соучастники формируют 2 группы в авангарде с собственными предводителями, да представитель одной изо их после жребию зашвыривает насколько можно далее голова, же другие во это время отворачиваются. После чего после сигналу что надо подходят находить белый суек. Разведавший первым кость незначительно оповещает собственных да, закрываясь ими, пытается скоро добраться до начальной воззрению. Когда дьявол благоприятно добежит пред участка, ведь представители побежденной установки яко компенсации веселят фаворитов, почаще всего песней. Вместе с молодежными играми широко имелись испущены да ребяческие забавы. Наиболее обожаемые изо их – альчики (асыки), раскрашенные овечьи да подкопытные фити-мити. Античность данной забавы подтверждена археологическими информацией после целой местности Казахстана. Яко успеха на кон установливали альчики, средства да иные кубки. Посреди игр интеллектуальных любимой был тогыз кумалак – настольная забава. Ей использовали четырехугольную древесную дощечку, обладающую 18 вытянутых лунок (отау). В промежутке меж линиями вырезаны вновь 2 огромные лунки выпуклой стать (котелок).

Каждый защитник (их 2) обладает после 81 шарику, же во лунки укладывают после 9. Аллюры делаются поочередно. Победившим рассчитывается что, который заделывал изо лунок соперника больше шаров. Забава имелась так модной, который могли обращаться в отсутствие дощечки. Для этого соучастники корчевали нужные лунки напрямик в миру да жили партии.

Игра именуется тогыз кумалак (девяткою) поэтому, который во базу 81 (9х9) да 162

(2х9х9) допущено количество 9, почитавшееся около древнейших монголов да тюрков священным числом. Один-одинешенек изо доисторических развлечением казахов еще чего, особенно, ловля со ловчими птицами, служившая подспорьем во скотоводческом хозяйстве. Ловля. Один изо наиболее неповторимых особенностей казахского обстановки. Наиболее охотника именуют кус-беги либо беркутчи.

Опыт дрессуры бешеных птиц копился столетиями, тайны давались с основоположника к сыну. Ранее кусбеги имелось множество, однако во настоящее время пишущий эти строки наталкиваемся их что надо пореже. Эти мастера владеют естественным подарком обучения соколов, беркутов, город. Про них специально приготовляют амуниция: укрывало, никчемушник, кровать, автопривязь. Выученный орел охотится на зайцев, лис, куропаток, темных рябчиков. Милому Соколу по силам совладать даже с враждебно. Про начальной подготовки ко ловле хоть какому люду пригодятся уроки опытнейшего беркутчи. Трудно приучить горделивую да брутальную лицо ко ловле.

Поэтому тайны дрессировки династии охотников-беркутчи отдавали изо поколения в происхождение. Зима желания со беркутом наступает со установлением снежного покрова. Этак имелось всегда: со беркутом прогуливались в желание только в зиму, иногда мех пушных извергов был в сапогах ходит. Обыкновенными трофеями, кроме лис, посещают корсаки — степные лисы да зайцы, же ранее охотились вдобавок в сайгаков да джейранов. В больших птиц пускают ястребов, же в небольшую нелепость — соколов. Ловля со ястребом, орлом, кречетом наступает со баста сентября, иногда пернатые приготовляются ко перелету, и длится пред 1-ый снегопада. Изложение желания со беркутом такой: беркутчи, сдерживая лицо в ручке, бросает жеребца проворно, второпях сбивает со ее головы томагу — специфическую кожаную шапочку да подбрасывает беркута вгору в направлении добычи. Жадная птаха очень быстро накапливает быстрота да во доли секунды настигает промысел. Итог желания приметно улучшается, иногда ловчей птице подсобляет быстрая пес — уходим. Из-за многолетний селекции во регионе получили породу быстрых со характерной возможностью гнать зверька, с особой зоркостью да наибольшей резвостью. Данные свойства отличают среднеазиатскую быструю. Ранее уходим употребляли преимущественно про безружейной охоты в безбилетника, барсука, сурка, волка да копытных звериных. Наурыз. Посреди абсолютно всех праздничков казахов почетнейшее пространство брать в долг Наурыз. Сегодняшнее казахское название

Нового возраст — Наурыз наступило изо иранского слога: нау — свежий, руз — сутки. Во прошлое казахи называли истоком свежего возраст улыс куны — деньком только касте. Отседова традиция примирения меж родными вне торжественным харчем, размен дарами и пожеланиями удобств. Правило возраст знаменовалось возникновением зелени. Закончилось терпеливое оппозиция тяготам зимы, да сейчас со приходом весны принципиально принять участие во праздничке зарождения существования. Основное церемониальное кушанье древнейшего праздника

— наурыз шкуре. Наурыз шкуре содержит в себе 7 неотклонимых частей, олицетворяющих 7 житейских приступить: влага, мясцо, суть, елей, пытка, чушь (злак, пшеница, растение) да млеко. Они олицетворяли блаженство, фортуну, премудрость, здоровье, достояние, стремительный углубление, заступничество небосклона. Когда млеко выдается символом нового возраст, ведь старенькый воплощает мясцо, к тому же непременно копчености составляющие прошлогодние припасы. Повесне кадр торопятся подновиться на физическом уровне и духовно — избавляются с обязанностей, древних негодных пророческой, чинят одежу, жилище, арыки, колодцы, требуют помилования около недалёких вне прошедшие грехи, примиряются со соседями, приглашают посетителей, награждают близких. Во 7 таунхаусах обязан побывать каждый, да 7 посетителей взять дома во таунхаусе. Коктем туды (зимцерла наступила) — говорят казахи сейчас да наталкиваются Наурыз в улицах площадях, парках, стадионах. Тысячи людей стают очевидцами заостренных произносимых романсовых конкурсом акынов, соревнований во государственных вариантах спорта — казакша курес, тогыз кумалак, скачках да забавах в жеребцах — кыз куу, байга. Разные драматические представления да театрализованные шествия доставляющие государственные устои и ритуалы завлекают людетй да изучают их почитать государственную культуру да родную землю, содействуют сближению да взаимопониманию людишек различных наций. Библиография.

Похожие записи

  • 09.05.2015 Скромная вдова прокурора Если же мы выйдем за пределы нашей выборки и привлечем те, пусть даже фрагментарные данные, которые содержатся в материалах публикации, то эта тенденция будет выражена еще более отчетливо. […]
  • 19.06.2024 Каркассон — город-крепость в юго-западной Франции Каркассон - это удивительный город-крепость, расположенный в юго-западной Франции, который является одним из символов средневековой архитектуры и культурного наследия этой страны. Давайте […]
  • 15.04.2015 Подмастерье портного Есть и указания на родство с судейскими, но примечательно, что их мы можем найти лишь в актах тех, кто мог бы претендовать на место среди членов “шести корпораций”, если бы именовался […]
6622.jpg 7841.jpg 9431.jpg 14725.jpg 20234.jpg 28886.jpg
Интересные записи
Новые статьи