Первый чугунный мост
Первый чугунный мост
1779 год, Великобритания
Координаты: 52o37’38″с. ш. 2o29’08″з. д., смотреть на карте Google
Рядом с другими чудесами света этот чугунный мост в Англии выглядит не самым впечатляющим, но именно с этого моста началась новая эра мостостроения сначала в Англии, а потом и во всем мире. Это первый мост, построенный целиком из железа. Время его создания – конец 18 века. К тому моменту на службе у человечества уже было немало изобретений, и в эпоху быстрого прогресса постройка сооружений совершенно нового, прогрессивного типа была лишь вопросом времени.
До сих пор мосты строили из камня. Это были практичные и долговечные конструкции, но их пролеты невозможно было сделать достаточно большими для того, чтобы под ними могли проплывать корабли. Любой капитальный мост моментально делал реку несудоходной для больших плавательных средств. Приходилось выходить из положения при помощи паромов да еще временных переправ, которые разбирали всякий раз, когда по реке проплывало судно.
Но вот, наконец, появился первый чугунный мост, который позволял сделать реку судоходной. Его построили в Англии, в графстве Шропшир, у города Колбруксдейла, стоящего на реке Северн. До сих пор чугун считался слишком дорогим для того, чтобы делать из него большие конструкции, но с появлением первых доменных печей себестоимость этого материала сильно снизилась. Настолько, что инженеры стали предпринимать первые попытки воздвигать из чугуна по-настоящему крупные сооружения.
Реку Северн издавна пересекали на пароме. Но развитие производств в окрестностях требовало более надежной и удобной переправы. И вот, в 1773 году местный архитектор Томас Притчард начал разрабатывать конструкцию первого в мире моста, который был бы сделан целиком из чугуна. Со своим проектом он обратился к предпринимателю Джону Уилкинсону, и тот тоже загорелся идеей сделать этот мост. В 1775 проект был полностью готов. Заручившись поддержкой Абрахама Дерби, владевшего местным сталеплавильным производством, Притчард организовал работы. К сожалению, он умер спустя месяц после начала строительства, которое было запущено в 1777 году.
Продажа акций принесла 3 200 фунтов (большая сумма по тем временам, учитывая, что тонна железа стоила семь фунтов), Дерби обещал добавить нужную сумму из собственного кармана, если это понадобится. Предполагалось, что на постройку уйдет 300 тонн железа, но в итоге ушло 379 тонн, так что общая сумма составила 3 000 фунтов только за материалы, а ведь были еще и многочисленные дополнительные расходы – доставка, сборка и прочее. Кончилось тем, что Дерби залез в долги, чтобы закончить строительство, да так и не расплатился до конца своей жизни.
Но дело того стоило! Конструкция была первой в мире, так что создатели моста для верности использовали тот же принцип сборки, что при работе с деревом – множество отлитых по отдельности деталей соединялись в единое целое при помощи типичной плотницкой технологии — пазов с шипами. Болты использовались только для соединения половинок арки на самом верху сооружения. Эти детали были самыми крупными – длиной больше 20 метров и весом свыше пяти тонн. Всего же в конструкции использовано около 800 деталей 12 типов.
Летом 1779 чугунный мост возвели, а после постройки подъездных путей, в первый день 1781 года состоялось торжественное открытие. Впрочем, нашлось немало скептиков, предрекавших мосту скорое разрушение – первые трещины в чугуне появились буквально несколько лет спустя после начала эксплуатации. Ведь чугун – негибкий материал, и малейшие движения почвы приводили к его растрескиванию. Эти трещины неоднократно чинились, но многие оставлены нетронутыми, поскольку они не влияют на прочность конструкции. Немалую роль в образовании трещин сыграли и производственные дефекты – несовершенные технологии литья, применяемые в 18 веке, нередко становились причиной образования пустот в конструкциях.
Тем не менее, мост благополучно простоял до наших дней – сегодня он является пешеходным. Значение этого моста велико – мало того, что он изменил жизнь всей округи, и рядом с ним образовалась деревня Айронбридж, названная так в честь моста – спустя короткое время по всей Англии начали возводить мосты нового типа, сделанные из чугуна, а затем и из более подходящего материала – стали. Первый в мире железный мост стал настоящим памятником новой эпохе в истории человечества – веку технического развития. Новые мосты становились все крупнее и совершеннее, они были избавлены от многих недостатков своего прародителя, но этот скромный чугунный мост через речушку в Шропшире прославился на весь мир, как воистину новаторское и прогрессивное сооружение, первый шаг в начале долгого и славного пути.
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Еще статьи рубрики:
Троице-Сергиева Лавра
Эйфелева башня в Париже