Заупокойные службы
И все же похоронные обряды и заупокойные службы и благодеяния описываются в наших актах не очень подробно. Это ясно при сопоставлении с текстами духовных завещаний, которые также иногда регистрировались в Шатле. Пожилые и нетрудоспособные люди склонны скорее называть общие суммы денег, необходимых на исполнение таких завещаний. Размеры их варьируют от 2 су, которые надлежит потратить на завещание крестьянина Клода Соважа, до 200 экю на исполнение “последней воли” экюйе Клода де Поммель. Что же, это, по крайней мере, не противоречит общим представлениям о социальной иерархии. Как и вторая по величине сумма, упомянутая Перет — той Эно. Мы уже знаем, что она определила себе целых 100 ливров годового содержания. Однако такое соответствие упомянутых сумм нашим представлениям о статусе дарителя отнюдь не было правилом. Если трое крестьян, вдова каменщика и сельский священник выделяют на свои “завещания” по 20 ливров, то “Почтенная особа” Мари Летелье — вдвое меньшую сумму, хотя это она выговорила для себя самую крупную сумму “карманных” денег. Еще в пяти дарениях размеры “завещаний” колебались от восьми до четырех с половиной ливров. Но есть и более мелкие “завещания” в 10, 5 и даже в 2 су, как у Клода Соважа. Вспомним, кстати, что ему в неделю выдавали 12 денье, что не так уж мало для “menu plaisirs”. Судя по всему, эти мелкие суммы шли не столько на организацию похорон и заупокойных служб, сколько на раздачу бедным. Об этом прямо и говорят доктор теологии Жан Локуэ или парижский стряпчий Николя Руссо: “распределить 5 су обычным манером”.