Пожелания молить Бога
Если мы говорили о своеобразном “меркантилизме” провинциальных актов, то это в некотором роде проявляется и в пожелании молить Бога за дарителя. Если в Париже эта фраза встречается лишь однажды, то в провинции — у четырех дарителей. Еще в четырех случаях речь идет о пожелании церковной карьеры. Вспомнив, что в Париже таких актов было шесть, но что пять из них были составлены провинциалами, мы впервые получим социально-окрашенную характеристику — стремление видеть одариваемого студента священником и надежды на то, что студент будет возносить молитвы за дарителя, является признаком провинциализма. Большинство из авторов таких дарений не просто провинциалы, но сельские жители. Так, ткач Жан де Фэ, желавший студенту “Лучше содержать себя в школах и достичь святых церковных чинов, а после молить Бога за дарителя”, проживал в приходе Сен-Реми близ Шевреза, т. е. был сельским жителем.
Но кого характеризует этот провинциализм — местных нотариусов или их клиентов? На сей раз справедливым кажется последнее предположение. Вот, например, крестьянская чета из Эрбле-сюр — Сенн, что близ Кормея, составила дарение, “Учитывая свое расположение к Антуану де Вальеру, крестнику указанной пары, а ныне студенту Парижского университета, каковой возымел с Божьей помощью намеренье достичь сана священства, а также с тем, чтобы он смог легче содержать себя в учении и достичь указанного са — на”*{. Это дарение, очень похожее на другие крестьянские акты, составлено не каким-нибудь местным стряпчим, а опытным парижским нотариусом Этьеном Брюле, отнюдь не склонным к выбору пышных мотивировок. Очевидно, что в этом, как и в других случаях, сельские жители, даже оказавшись в Париже, могли сохранить свое представление о целях университетского образования. И то, что провинциалам это удавалось даже в условиях сильнейших унификаторских тенденций, характерных для парижского нотариата, лишь подчеркивает крепость их убежденности в церковном предназначении университетской карьеры.